Почему киберспорт гиперперспективное направление в ставках на спорт
О популярности киберспорта свидетельствуют многочисленные турниры с широкой географией онлайн болельщиков, призовые фонды в несколько миллионов долларов, взятие его в разработку солидными спортивными ресурсами, а также включения авторитетными букмекерами в свои линии. Около 250 миллионов человек по всему миру в качестве игроков или болельщиков стали участниками событий, разыгрываемых в виртуальном пространстве. Это солидный потенциал, сопоставимый с аудиториями наиболее популярных традиционных видов спорта: волейбола, хоккея, тенниса, и, даже, футбола.
Прогнозы на киберспорт мы выдаем с октября 2017. Со статистикой вы можете ознакомиться в соответствующем разделе.
На каких играх можно заработать беттерам
Киберспорт, с одной стороны, как спортивная дисциплина заметно прогрессирует. Играть с конкретным соперником в режиме онлайн –сейчас уже обычное дело. Но, с другой, не все виртуальные единоборства относятся именно к спорту. Статус киберспортивной дисциплины присваивается играм с доминированием в них мастерства игроков и высокого потенциала командных навыков. Удача здесь отходит на второй план. Получается, что соревнующиеся команды или игроки, перед началом соревнования в равной степени заточены на победу. Доходность компьютерного спорта зависит от престижности турниров и призового фонда. Перечень наиболее прибыльных по сумме призовых и популярности дисциплин выглядит так:
- DotA 2;
- League of Legends;
- Counter Strike: Global Offensive;
- Smite;
- StarCraft 2.
Уступают по сумме взносов, но такие же востребованные у игроков:
- World of Tanks;
- Heroes of the Storm;
- Mortal Kombat X;
- Call of Duty;
- FIFA;
- Street Fighter 5;
- Heroes of the Storm и другие.
Как определяется сильнейший?
Соревнования по виртуальному спорту организовываются на благотворительной и коммерческой основе. В первом случае энтузиазм любителей компьютерных игр, помощь меценатов на государственном уровне и простых фанатов стоит во главе угла при осуществлении проектов. Добровольные устроители кибертурниров зарабатывают, благодаря спонсорскому участию, реализации билетов, проведению трансляции игр. Получают прибыль от разработчиков виртуального продукта привлечением новой аудитории.
Турниры на оплатной основе проводятся с помощью специализированных и обычных event–агентств, организовывающих их по заказу спонсоров – крупных брендов. Первенства по киберспотру финансируют создатели компьютерных проектов, производители компьютерной техники, электроники и другие. Если отборочные онлайн-игры проходят в интернете, то оффлайн-соревнования на заключительном этапе, требующие очного присутствия игроков, проводятся в одном месте (в зале, на сцене) на стадии финалов международных турниров (LAN-финалы).
Помериться силами в единоборствах или командных соревнованиях можно в многочисленных, в том числе, и международных первенствах:
- WCG – крупномасштабный чемпионат с предварительными отборочными турнирами в различных странах. Успешно популяризирует видеоигры с 2000года. Финальные состязания на выявление победителя устраиваются в каком-либо городе мира.
- CPL – основанная в 1997 г лига по электронному спорту на профессиональной основе. Специализировалась на проведении игры серии Quak, позже стала организовывать турниры по Counter-Strike. Призовой фонд – внушительный. Только в 2006 году призовая доходность от электронных интернациональных поединков составила порядка $3000 000. Не выдержав конкуренции, в 2008 году прекратила существование.
- Electronic Sports World Cup – считается третьим по значимости чемпионатом. Предполагает проведение отборочных национальных турниров. Образованная в 2003 году лига проводила сначала игры третьим версиям Quake, Warсraft и по Counter-Strike 1.6, Unreal Tournament 2003. Со временем появились Pro Evolution Soccer 3, Painkille.
Но, самыми масштабными и авторитетными в индустрии киберспорта считаются ежегодные соревнования под эгидой компании Valve – The International (по Dota 2), а также продукт американского разработчика игровой видеопродукции Riot Games – ежегодное мировое первенство Worlds. В нем соревнуются сильнейшие команды-профессионалы.
«Горячая пятерка» киберспортивных стран
Приоритеты европейских и заокеанских игроков разнятся. Если консервативные Европа и Азия отдают предпочтения исключительно Dota и Counter-Strike, то в Америке популяризируются практически все компьютерные игры. На этом фоне набирающий обороты в спортивных виртуальных дисциплинах Китай приятно удивляет. Количество профессиональных киберспортсменов в различных странах формирует их рейтинг. Первенство принадлежит США – родоначальнику топовых игр. Далее следуют:
- Китай;
- Россия;
- Германия;
- Южная Корея.
Российский киберспорт после Швеции занимает второе место по размерам рынка в Европе. О серьезности намерений приравнять виртуальные дисциплины к традиционному спорту свидетельствует их включение в 2018 году в программу Азиатских Олимпийских игр.
Квалификация в киберспорте по итогам рейтинговых систем
Участие в соревнованиях профи и состязания игроков между собой во время игры обеспечивают рейтинговые системы. Все их условно можно поделить на два вида.
- Основанные на Match Making Rating (MMR): стандарт для Dota 2 и League of Legends. Система предполагает сыграть участникам предварительно по 10 калибровочных игр. Только после этого начнет отсчет стартовый рейтинг. Без него невозможно достигнуть ранга Претендента. Но и набрать заветный результат в 9 000 MMR в индивидуальном оценочном показателе достижений игроку довольно сложно.
- Созданные на рангах. Рейтинги такого типа характерны для StarCraft, Heroes of the Storm, Hearthstone, где калибровочные встречи проводить нецелесообразно. Для игрока начало соревнований начинается с наинизшей категории. Повышение квалификации (ранга) спортсмена происходит по мере увеличения числа выигранных поединков.
MatchMaking Rating является неким калибром для отбора игроков в матче равно соответствующихся по своему потенциалу (уровню ММР) соперников. Путем сортировки, будь то индивидуальная или командная игра, достигается равновесие между командами противников. Выигрывая рейтинговый матч у соперника с низшим показателем MMR, участник зарабатывает меньше очков, чем побеждая оппонента с более высоким уровнем в рейтинге. При отсутствии индивидуального показателя оценки результатов игрок проходит квалификационный отбор. 10 соревнований – достаточный минимум для определения начального, часто приблизительного показателя.
В случае отбора с помощью рангов в начале каждого сезона спортсмены начинают «с нуля», не имея никакой игровой квалификации. И только первые 10 поединков в каждой очереди дают право на присвоение ранга и дивизиона. На скорость продвижения по рейтинговому пьедесталу влияет потенциал соперников, результаты квалификационных встреч, личный показатель игрока в предыдущем игровом сезоне. Попадание в дивизион это игра с очками лиги – пополнение за выигрыш и потеря за поражение.
Лучшие букмекерские конторы для ставок на киберспорт
Основные причины, побуждающие БК включить в свои линии киберспорт, многочисленная армия болельщиков и внушительные многомиллионные призовые фонды. Перечень контор, в которых можно ставить на виртуальный спорт:
- Лига Ставок;
- 1xBet;
- Пари-Матч;
- 888;
- 1хСтавка;
- WinLine;
- БК Леон;
- Марафон.
В «Лиге», к примеру, удовлетворительная роспись событий, ставки принимаются на Dota2, CS:GO, Starcraft2. Есть конторы, работающие только на ставках на киберспотр, например, Cybbet. Здесь в линии присутствуют классические StarCraft2, HeroesOfTheStorm, WoT, CS:GO, LoL, Dota 2, но могут появляться и другие игры. Есть предложения ставить на победу команды, делать ставку с форой или тотал, на получателя карты, выигравшего какой-либо раунд и другие. Egamingbets отличается расширенной линией и большим количеством турнирной борьбы. Специализируется только на киберспорте, не принимая ставки на другие дисциплины.
Среди других БК, считающихся лучшими для ставок на соревнования в виртуальном пространстве, но без лицензии РФ, кроме Cybbet можно выделить Cyber-bets, Egaming Bets, Pinnacle Sports.
Основные дисциплины, предлагаемые буками для ставок:
- Dota 2 и League of Legends – ролевые, командные виртуальные соревнования с тактико-стратегическими компонентами;
- Counter-Strike – «стрелялки» от First Person Shooter;
- StarCraft – ситуации в реальном времени с использованием различных стратегий, нацеленных на победу;
- League of Legends – самый известный и популярный в мире представитель киберспортивных продуктов в направлении MOBA.
Каждый игрок при выборе БК должен оценить ее надежность, маржу, ширину линии по количеству событий, величину коэффициентов, удобство оборота денежных средств.
Не стоит ограничиваться подбором одного букмекера. Под рукой всегда должна быть пара-тройка контор, из которой непосредственно перед игрой можно выделить одну, предлагающую самую выгодную ставку или привлекательный кэф.
Популярные виды ставок
Букмекеры оперативно среагировали на появление нового возможного источника доходов, начав принимать ставки на компьютерные игры. В целом денежный потенциал здесь выше, чем объемы вложений на теннис, волейбол, гандбол. И кто знает, устояли бы в этом соревновании хоккей и футбол, если бы линии на киберспорт были открыты у всех БК. На сегодня основные направления в линиях контор: прием ставок на тактическую игру Dota 2, FIFA и PES (стимуляторы футбола), World of Tanks, Counter Strike, World of Warcraft и некоторые другие.
Самыми популярными ставками считаются:
- победа выбранной команды (основной исход);
- чемпион соревнования: большие риски вызваны большим количеством участников и сложностью прогнозирования;
- выигрыш команд в выбранных картах;
- тотал (одного или обоих соперников): общий результат убийств, т.е. очков;
- проигрыш (или победа) с заданной форой или с форой по картам;
- проходимость команды: ставят на проход выбранного фаворита до самого высоко места в рейтинге соревнования или даже на передвижение по сетке плей-офф, при набранном одинаковом количестве очков БК возвращает ставки.
Так как в виртуальном спорте «работают» те же законы, что и при обычных ставках на спорт с очевидными аутсайдерами и фаворитами, компьютерные события разыгрываются по тем же принципам.
- Ставить надо исключительно на знаковые соревнования с приличным призовым фондом. В этом случае заинтересованность участников сыграть на выигрыш, а не «слить» игру абсолютно аргументирована.
- Выбор делать только в пользу хорошо изученной игры, ее правил, возможных форс-мажоров.
- Проводить предматчевый анализ команд, статистики победных и неудачных исходов, а также диагностировать карты (выигрышные и проигрышные).
- Преимущество отдавать в пользу Live-ставок с возможностью оценки ситуации во время игры и корректировки своих действий по ходу поединка.
Как правильно ставить на киберспорт
Соревнования по компьютерным играм привлекательны тем, что зарабатывать на них можно круглый год, а высокая частота поединков (до 3или 4 раз в день) увеличивает шансы на выигрыш. Сложность состоит в недостаточном прогнозировании и слабом изучении. Несмотря на это, констатируется ежегодное увеличение желающих получить прибыль со ставок на киберспорт, и эта тенденция стабильно растет. Ставить нужно только после досконального изучения правил той или иной игровой ситуации. Множество нюансов, присущих только той или иной дисциплине, характеры участников и сыгранность команды, выбранная тактика игры – все это учитывается при составлении прогнозов. Немаловажно знать мотивацию оппонентов в каждой игре, их эмоциональный настрой. Он будет разный в зависимости от категорийности турнира и призового фонда. Все это объясняет особенности ставок, например:
- Эксперты выставляют неверные кэфы, поэтому БК дают их с завышенной маржой.
- Возможен прием ставок в конторах на ничейный результат, а также их возврат при свершении события.
- Влияние эмоциональной составляющей. Завышенный, по сравнению с вероятностью победы, объем ставок на любимого игрока или команду порождает валуйные рынки.
- Есть реальная возможность «слить» ставку, попав на договорную игру.
- Опасность подвергнуться атакам хакеров на компьютеры киберигроков и, как следствие, отмена поединка.
Внимание! Умение хорошо разбираться в перипетиях той или иной дисциплины, доскональное изучение ее правил, статистики игр – хороший аргумент, чтобы попробовать свои силы в ставках на киберспорт. При неуверенности в собственных силах, сомнениях лучше начинать с виртуальных ставок.
Непредсказуемость и недостаточная изученность компьютерных игр, большое число команд с нестабильной игрой должны вызывать осторожность ставить большие суммы на исходы компьютерных поединков. С другой стороны, поймав игру с переоцененным фаворитом в часто мелькающих событиях линий БК, вполне реально получить прибыль с хорошим кэфом. Воспользовавшись слабой подготовкой аналитиков БК, умело манипулируя их коэффициентами в свою пользу, можно неплохо заработать на слабых сторонах контор, сыграв на ставках на киберспорт.